Ремонт, зарядка, парк: первые дни работы московского электробуса

Ремонт, зарядка, парк: первые дни работы московского электробуса

Окраина Москвы, пять минут до МКАД, вокруг — Лианозовский заказник, серые высотки и заброшенная стройка. На конечной остановке «6-й микрорайон Бибирева» четыре человека копошатся возле непонятной с первого взгляда стойки в виде буквы «Г». Это зарядка нового, как пишут большинство СМИ, вида московского транспорта — электробуса.

— Там проблемы со связью, она то работает, то не хочет, — говорит один из рабочих.

— Давай быстрее, скоро электробус подъедет, — подгоняет его другой.

За действиями этой четверки с улыбкой наблюдают водители троллейбусов 73-го маршрута, которых и должен был с 1 сентября заменить хваленый электробус.

Зарядка на конечной в Алтуфьево

Зарядка на конечной в Алтуфьево

Корреспондент «Голоса Марьиной Рощи» изучил предысторию появления электробуса, прочитал интервью известных людей и, естественно, лично протестировал новый вид транспорта.

Один электробус вместо десяти

Накануне запуска, как сообщают администраторы телеграм-канала «Pokemon. Электробус», знакомые с обстановкой в Дептрансе, его руководитель Ликсутов посетил северо-восточный филиал Мосгортранса и был крайне недоволен тем, что 1 сентября дебютировать на столичные дороги выкатят не 10 обещанных машин, а всего лишь четыре. По мнению общественников, в презентации должны были, как и требовал Ликсутов, участвовать 10 машин, затем количество сузилось до трех, но до ВДНХ доехал только один — два вышли из строя в процессе обкатки.

Конфуз празднику не помеха

— Мы хотим поставить первую очередь электробусов на участки в центре города, — сказал когда-то руководитель Дептранса Максим Ликсутов, нахваливая проект своего начальника Собянина. Правильно сделали, что не рискнули апробировать новшество в центре — иначе ещё большего позора было бы не избежать. Дело в том, что 1 сентября, на распиаренном Собяниным торжественном запуске электробусов, он заглох, проехав всего три остановки от ВДНХ. В итоге мэру вместе с детьми, которых Сергей Семенович взял в первую поездку, пришлось выйти из салона, а электробус срочно отправили в парк.

Однако это не помешало градоначальнику покрасоваться перед финансируемой им прессой, чтобы с присущим пафосом не только запустить электробус (его доставали в буквальном смысле из подарочной коробки), но и пригласить на мероприятие заранее проинструктированных блогеров, а также подкупить людей, организовав на площади ВДНХ раздачу маек, брошюр и флэшек с изображением «героя».

Праздничный короб, пресс-подход Ликсутова, Собянина и электронная приборная панель электробуса

Праздничный короб, пресс-подход Ликсутова, Собянина и электронная приборная панель электробуса

 

 

 

 

 

 

Подарки для зрителей

Подарки для зрителей

С ветерком по Москве

Обывателю, привыкшему, чтобы двери у его ног отворялись сами собой, здесь будет непривычно: для входа в салон, как у метропоездов «Москва» и «Русич» нового поколения, следует нажать на зеленый круг посередине дверей. Затем взору предстает просторный салон, 30 сидячих мест и никакого намека на двигатель. Под крышей — два электронных табло, на которых то выводится общая информация о развитии столичного транспорта, то название следующей остановки. Голосового информатора здесь нет, поэтому если пассажир увлекся видами Алтуфьевского шоссе и прозевал свою остановку, то виноват сам. Люки на крыше также отсутствуют, однако форточки, во избежание возможной поломки кондиционеров, все-таки оставили. Мягкий ход и маневренность наверняка заставляют водителей перебарывать в себе желание дать «тапку в пол» и, не притормаживая, вывалиться из-за поворота.

В салоне никаких вопиюще лишних элементов не обнаружено — все, как и у обычного автобуса. Разве что синяя подсветка на уровне ног недолговечна, а чинить ее, как на новых эскалаторах метро, вряд ли станут. По сути, загодя распиаренный электробус и фейлы на его презентации говорят об одном: запуск машин планировали провести до 9 сентября и приурочить к выборам мэра, что бы не произошло.

В плюсы электробусу можно записать:

  • бесшумный ход, плавный старт и торможение
  • большие окна
  • вместительный салон за счёт отсутствия двигателей (аккумуляторы располагаются на крыше)
  • стильный салон в бренд-буке Московского транспорта
  • два информационных табло
  • USB-зарядки на поручнях (правда, неизвестно как они работают — хорошо или как в поезде «Москва»)

Минусы:

  • само появление электробуса, который подается мэрией как экологичный вид транспорта: замена троллейбусов электробусами не может расцениваться как шаг вперед в этом направлении
  • тип зарядки, при которой требуется дополнительная прокладка проводов к зарядным станциям
  • неприспособленность электробуса к длинным маршрутам (как, например, 73-й): при условии полного заряда батареи за 30 минут, городу придется закупать больше машин и дополнительно нанимать водителей во избежание увеличения интервалов движения
  • в случае неправильной парковки автомобилистов возле зарядной станции электробус не сможет зарядиться и будет вынужден уехать в парк с помощью тягача
  • электронный указатель маршрута, находящийся у вторых дверей — его невозможно прочитать с улицы под углом
  • отсутствие альтернативы: электробусы можно было запустить только в историческом центре, убрав провода по программе «Чистое небо», а в остальных районах — по контактной сети троллейбусов
  • неудовлетворительная (на данный момент) работа иностранных комплектующих: несмотря на то, что аккумуляторы для электробусов поставляет частная российская компания Drive Electro, она работает с ведущими брендами, среди которых отечественных производителей нет
  • высокая цена (35 млн рублей) и слабые батареи (80 КВ)по сравнению с электробусом от «Волгабас» (27 млн рублей и 240 КВ), успешно прошедшего испытания в Казани
  • ввиду нестабильной работы многочисленных датчиков и зарядки на конечных станциях даже 10 электробусов не способны без потерь заменить 26 троллейбусов с «гармошками», которые курсируют по 73-му маршруту
На конечной в Алтуфьево

На конечной в Алтуфьево

Пока готовился материал

В то время, как провластные СМИ трубят о первых победах электробуса, стало известно, что в течение 4 сентября машины то и дело ломались, останавливаясь по ходу движения, а на конечных станциях до сих пор наблюдаются неполадки. Кстати, Дептранс обещает до конца года приобрести еще 100 электробусов (цену одного вы уже знаете) и внедрить их еще на четыре маршрутов троллейбусов — 25, 83, 36 и 42. Причем трассировка последнего пролегает от Рижского вокзала до метро «Динамо» через Марьину Рощу.

Андрей Спасский
Фото: Андрей Спасский, Илья Варламов, Артур Касимов, «Pokemon. Электробус»