Работа в «Школе Марьина Роща» — как на кассе в супермаркете

Работа в «Школе Марьина Роща» - как на кассе в супермаркете

Трудно переоценить важность работника дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого доверенного ему ребенка. Именно в условиях детского сада малыш получает важнейший жизненный опыт, усваивая нормы и правила поведения в обществе. Профессиональные требования к воспитателю высоки: педагогическое образование, обеспечение познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития, стремление к повышению квалификации, знание ФГОС дошкольного образования, умение ладить с коллективом и родителями, готовность заполнять бесчисленное множество документов и т.д.

Несмотря на сильную востребованность профессии, привлечь хорошего специалиста на работу в детский сад сегодня большая проблема. В первую очередь из-за низких зарплат. По официальным данным, средняя зарплата воспитателя в России – 25 000 рублей, в Москве – 40 000. По данным исследования НИУ ВШЭ, только 18% получают около 40 тыс. руб. Это те, кто работает в Москве и Санкт-Петербурге. Доход большинства представителей этой профессии (43%) не превышает 20 тыс. руб. Остальные 32% получают меньше 10 тыс. руб. в месяц. Но не только низкая зарплата становится преградой на пути в отрасль молодых специалистов.

Своим опытом работы в одном из муниципальных детских садов Марьиной Рощи с нами поделилась его воспитательница. Бывшая. Женщина, по- просившая нас не называть своего имени, уволилась из-за неприемлемых условий труда.

— Я очень люблю детей и считаю работу воспитателем своим призванием. Это то, чем мне хотелось бы заниматься всю жизнь. Но к сожалению, есть множество факторов, которые просто не позволяют мне оставаться в педагогической деятельности.
— Причина в низкой зарплате?
— И не только. Часто мы вынуждены работать по 10 часов в день из-за того, что заменить нас некому. Вот и сейчас я уволилась, а на группу в почти 30 малышей осталась одна воспитательница и няня. Т.е. их рабочий день начинается в 7 утра, а заканчивается в 7 вечера.

— Почему не возьмут второго воспитателя?
— Никто не идёт. Кроме копеечных зарплат людей отталкивает торжество бюрократизма и откровенное давление со стороны начальства. Когда я устраивалась на работу в детский сад, то думала, что буду работать с детьми. Но на деле всё оказалось иначе. Бесконечные постановления и реформы от чиновников, горы бумаг, которые воспитатель обязан регулярно заполнять. Отдельная проблема — погоня за нормативами и рейтингами. Она превратилась высшую цель нашей работы. Ради красивой отчётности руководство готово пойти буквально на всё, морально уничтожая работников. Меня неоднократно начальство доводило до слёз. При этом собственно качество нашей работы с детьми никого не интересует. Главное, чтобы родители не жаловались, чтобы не было публичных конфликтов.

— Какие нормативы вас заставляют выполнять?
— Как и во многих образовательных учреждениях, от воспитателей требуют приносить прибыль детскому саду. Для этого нас принуждают навязывать родителям платные услуги. (О том, как в одном из садов комплекса едва не открыли фитнес-центр для всех желающих, можно прочитать здесь — Прим. Ред.). Прямо как товары по акции на кассе в супермаркете. Как мы будем убеждать людей выкладывать лишние деньги – никого не волнует: «Ты же воспитатель и должна работать с родителями». Отсюда и появляются многочисленные дополнительные как бы «развивающие» занятия, за которые родителям приходится выкладывать дополнительные деньги. Например, обычные занятия физкультурой (им для пафоса придумывают особые названия, выдавая за уникальные методики известных педагогов) которые проходят два раза в неделю по 30 минут, стоят 2000 рублей в месяц.

А есть ли польза от таких занятий?
— В основном это совершенно обычные вещи, которыми воспитатели и так всегда занимаются с детьми: ритмика, подвижные игры, рисование, лепка. Но если в группе более 15 малышей, то это уже не занятия, а присмотр за детьми. Плюс постоянные пинки от начальства заставляют расширять перечень «платных услуг». Например, занятия английским языком с трёхлетними детьми. Родители принимают предложение с большим энтузиазмом, платят деньги. Но на деле толку от таких уроков нет никакого. Большинство малышей и по-русски то говорят ещё очень плохо. В лучшем случае они способны запомнить, как по-английски будет «кошка», «собака» или «привет», на большее рассчитывать не стоит. Да и такого результата можно добиться дома, не отдавая ребёнка на платные занятия. Я всё это вижу, но не могу отговаривать родителей, наоборот должна эти курсы всячески рекламировать, иначе нагоняи получит весь коллектив.

— Часто можно слышать большое количество претензий от родителей в сторону воспитателей. Как вы думаете, почему в последнее время отношения между вами накаляются?
— Я убеждена, что педагогика – это призвание. Невозможно представить себе воспитателя, который устраивается в детский сад ради продвижения по карьерной лестнице. Тем не менее, надо понимать, что это гиперответственная профессия, которая в нашей стране, к сожалению, совершенно не ценится. Нехватка кадров – самая острая проблема в ДОУ. Часто руководство пытается решить её, привлекая к работе неквалифицированных специалистов. Например, это может быть мама одного из детей. Также существуют курсы переквалификации, которые рассчитаны на 2 месяца. Для того, чтобы их пройти, достаточно иметь только среднее специальное образование. Многие родители очень потребительски относятся к воспитателям, как к обслуге. Мол, не нравится – не работай. Но я считаю, это неправильный подход. Нужно учитывать сложность работы.

Как думаете, в чём проблема и можно ли её как-то решить?
— Трудный вопрос. Пока я вижу только постоянные увольнения. Воспитатели просто не выдерживают такой нагрузки и уходят работать в другие области.

Елена Нестерова